Генетические исследования на предрасположенность к раку молочной железы

Наследственная предрасположенность является частью патогенеза болезни и одной из причин изучения семейного анамнеза.

До недавнего времени клиницисты практически не имели возможности проследить за теми или иными случаями. В настоящее время становится реальностью наблюдение за пациентом с целью обнаружения у него наследственной предрасположенности к заболеванию и осуществления вмешательства до того, как наступят необратимые клинические проявления.

В нашей клинике, вы, можете заказать генетический паспорт на предрасположенность к заболеванию.

Риск спорадического рака молочной железы, связанного с нарушением детоксикации канцерогенов в организме

Рак молочной железы (РМЖ) является наиболее частым онкологическим заболеванием у женщин. По происхождению выделяют семейные и спорадические («случайные») формы данного заболевания. Семейные формы связаны с носительством редких мутаций в таких генах как BRCA1/2, и составляют 16% от всех вариантов РМЖ (в данный тест исследование генов BRCA не входило). Большая часть РМЖ имеет многофакторную этиологию и возникает в результате объединенного эффекта нескольких генов и воздействия окружающей среды. Нарушение метаболизма эстрогенов является значительным фактором риска РМЖ, а также некоторых других опухолей (гипофиза, эндометрия и шейки матки) (Highman В. et al., 1980, Иванов В.Г., 2002, Shull J.D. et al., 1997). Эстроген содержащие медикаменты (оральные контрацептивы или гормон заменяющая терапия), могут вносить свой вклад в увеличение риска РМЖ и рака эндометрия (Colditz G.A., 2005; Иванов В.Г., 2002; Kaaks R. et al., 2002). Гормональный канцерогенез с участием эстрогенов хорошо описан в учебниках по онкологии.

Метаболизм осуществляется ферментами CYP1A1, CYP1A2, CYP1B1 и SULT1 и др. Определённые изменения в данных генах могут влиять на риск РМЖ, при этом могут быть скомпенсированы образом жизни.

Например, женщины с вариантом CYP1A2*F/F генотипом имеют более активный переход 2-(2- OHE1) в 16 альфа-OHE1, повышенное потребление кофе при генотипе CYP1A2*F/F (≥2 чашек в день) конкурентно ингибирует метаболизм эстрогенов и снижает их проканцерогенный эффект (Erika Bageman, 2008).

Носительство варианта SULT1A1*2 было ассоциировано с повышением риска РМЖ на фоне длительного употребления оральных контрацептивов. В период постменопаузы основными источниками эстрогенов являются жировая клетчатка, нормализация веса - защитный фактор в отношении РМЖ и рака эндометрия период менопаузы (Simpson E.R. et al., 2001).

Риск рака молочной железы (наследственный)

Самым частым онкологическим заболеванием, диагностируемым у женщин, является рак молочной железы. Рак яичников является основной причиной смертельных исходов вследствие бессимптомного течения заболевания на ранних стадиях. Существуют мутации в генах BRCA1 и BRCA2, наличие которых повышает риск развития рака молочной железы и рака яичников.

В мире ежегодно регистрируется более 1 млн. случаев рака молочной железы (РМЖ), а в РФ более 50 тыс. Летальность на 1-м году после установления диагноза составляет почти 13%. Эффективность лечения выше при выявлении на ранних стадиях заболевания, поэтому своевременная диагностика может привести к снижению числа неблагоприятных исходов.

Примерно 5-10% всех случаев РМЖ и рака яичников являются наследственными и их развитие может быть связано с мутациями в гене BRCA1.

BRCA1- ассоциированный рак молочной железы характеризуется более высокой степенью злокачественности, чем спорадический и чаще приводит к развитию эстроген- и прогестеронотрицательных опухолей, но также характеризуются более выраженным положительным ответом на проводимое лечение.

Патологические полиморфизмы в гене BRCA1 повышают также риск развития рака яичников, желудка, толстой кишки, эндометрия, поджелудочной железы, мочевого пузыря, опухолей головы и шеи, желчевыводящих путей, а также возникновения меланомы.

Развернутый список исследованных генетических маркеров и их функционалом по направлению представлен в виде таблицы

Ген RS Генотип Функция
CYP1A2 rs2069514, rs762551 F/F Метаболизм ксенобиотиков. Метаболизм кофеина.
CYP1A1 rs4646903 A/A Метаболизм.
CYP1B1 rs1056836 G/G Цитохром 1В1, участвует в метаболизме стероидов, жирных кислот, 17-в эстрадиол, ПАУ.
PGR rs1042838 A/A Ген кодирует белок-рецептор к прогестерону — одному из важнейших половых гормонов. Данный рецептор связывается с прогестероном и осуществляет его эффекты связываясь с ДНК в ядре клеток, чувствительных к прогестерону.
BRCA1 N/N Ген рака молочной железы 1 (BRCA1) функционально препятствует развитию рака молочной железы. На настоящий момент известно около 1500 полиморфизмов BRCA1 нарушающих функцию генов и приводящих к развитию заболевания. У пациентов славянской популяции, а также этнической группы евреев ашкенази наиболее часто выявляются патогенные варианты 185delAG, T181G, 4153delA, 5382insC в гене BRCA1 Однако, популяционная частота встречаемости данных ‘распространенных’ мутаций достаточно низка (не более 1%). Соответственно, при необходимости более точного генетического анализа рекомендуется проводить полное определение всей нуклеотидной последовательности (секвенирование) кодирующих областей генов BRCA1.
BRCA2 N/N Ген кодирует аминокислотную последовательность ядерного белка, который участвует в регуляции репарации (повреждения) ДНК и размножения клеток. В интактном (немутантном) состоянии ген BRCA2 выступает в качестве супрессора опухоли и обеспечивает целостность генома. Мутации гена BRCA2 приводят к хромосомной нестабильности и злокачественной трансформации клеток молочной железы, яичников и других органов.
СHEK2 N/N Ген CHEK2 кодирует фермент чекпоинт- киназу 2, которая участвует в контроле клеточного цикла, блокируя клетки в фазе G1 в ответ на повреждения ДНК, и выступает как супрессор злокачественной трансформации клеток. В ответ на повреждения ДНК и блокирование репликации развитие клеточного цикла приостанавливается при помощи воздействия на цикл лимонной кислоты.