Генетические исследования на предрасположенность к сахарному диабету II типа

Наследственная предрасположенность является частью патогенеза болезни и одной из причин изучения семейного анамнеза.

До недавнего времени клиницисты практически не имели возможности проследить за теми или иными случаями. В настоящее время становится реальностью наблюдение за пациентом с целью обнаружения у него наследственной предрасположенности к заболеванию и осуществления вмешательства до того, как наступят необратимые клинические проявления.

В нашей клинике, вы, можете заказать генетический паспорт на предрасположенность к заболеванию.

Углеводный обмен. Риск сахарного диабета II типа

Выявление вариантов генов, влияющих на углеводный обмен, позволяет оценить генетический риск повышения уровня глюкозы в крови и развития резистентности к инсулину. Крайним проявлением инсулинорезистентности является сахарный диабет 2 типа (СД2Т). Известным фактором, влияющим на риск СД2Т, является уровень потребления продуктов с высоким гликемическим индексом (см. ниже). Пациентам, имеющим высокий уровень генетического риска инсулинорезистентности, необходимо приложить усилия для ограничения потребления таких продуктов, что будет приводить к снижению риска сахарного диабета 2-ого типа и лучшему контролю массы тела.

Сахарный диабет 2 типа – нарушение обмена веществ, приводящее к тому, что клетки теряют способность усваивать сахар (глюкозу), который необходим им для получения энергии. Для того чтобы проникать в клетки глюкозе необходим гормон поджелудочной железы – инсулин. При сахарном диабете 2 типа клетки организма (особенно клетки мышечной и жировой ткани) становятся нечувствительными к инсулину. Поэтому сахарный диабет 2 типа также называет инсулинонезависимым диабетом. На ранних стадиях заболевание чаще всего протекает бессимптомно. По мере того, как клетки теряют способность узнавать инсулин, поджелудочная железа увеличивает его выработку. Постепенно нечувствительность к инсулину возрастает, и железа перестает справляться. На поздних стадиях заболевания больным часто требуются инъекции инсулина. Постоянно высокий уровень сахара в крови может привести ко многим негативным последствиям для организма: повышению артериального давления, сердечно-сосудистым заболеваниям, тяжелым нарушениям работы почек, слепоте. Кроме того, при диабете 2 типа организм ошибочно полагает, что ему не хватает глюкозы и активно синтезирует ее в печени. Этот процесс дополнительно приводит к росту концентрации сахара в крови и усиливает симптомы.

Сахарный диабет 2 типа чаще всего развивается у людей старше 30–40 лет. К основным факторам риска относят наследственность и избыточный вес и бесконтрольное потребление продуктов, содержащих простые сахара (имеющих высокий гликемический индекс).

Развернутый список исследованных генетических маркеров и их функционалом по направлению представлен в виде таблицы

Ген RS Генотип Функция
TCF7L2 rs12255372 G/G Участвует в гомеостазе глюкозы крови через взаимодействие с геном проглюкагона. Контролирует экспрессию проглюкагона в L- клетках тонкого кишечника.
INS rs689 T/T Инсулин - гормон, секретируемый b-клетками поджелудочной железы, регулирующий метаболизм глюкозы.
TCF7L2 rs7903146 C/C Участвует в гомеостазе глюкозы крови через взаимодействие с геном проглюкагона. Контролирует экспрессию проглюкагона в L-клетках тонкого кишечника.